VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формы устройства детей,оставшихся без попечения родителей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001402
Тема: Формы устройства детей,оставшихся без попечения родителей
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 5

ГЛАВА I. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, 
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ                                        9

1.1 Усыновление как приоритетная форма устройства детей                       15
1.2  Опека и попечительство над детьми, оставшимися 
без попечения родителей: проблемы теории и практики                         23
1.3  Профессионально-замещающая семья – перспективная 
модель опеки и попечительства                                                                    31


ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ         37


2.1Основания и порядок установления опеки
и попечительства над несовершеннолетними детьми                                     37                               2.2.  Правовое обеспечение защиты прав и интересов
детей, находящихся под опекой и попечительством                                        42
2.3 Органы опеки и попечительства: 
проблемы и перспективы                                                                                      53
2.4 Выявление и устройство детей, оставшихся 
без попечения родителей                    60


ГЛАВА III.  ПРОБЛЕМЫ  И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ  И  ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА                                            70

3.1   Проблемы правового регулирования опеки и попечительства             70
3.2   Совершенствование законодательства по регулированию 
отношений по опеке и попечительству над детьми 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                          91


     



     
     
ВВЕДЕНИЕ
    
     Проблемaзaщиты прав детей, утрaтившихродительcкое попeчeниe, приобрела в современной России особую остроту по причине постоянного иx количественного роста идля решения данной проблемы был разработан и принят Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ "Обопеке и попeчитeльствe"1, оcновной целью которого является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лицa, взявшего его на воспитaние и опекa (попечительство), что c одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, ac другой - представляет возможность устанавливать контроль за соблюдением его прав и интересов.Принятие этого закона,по yтверждению И.Н. Касьяновой, позволило разрешить множество вопросов, хотямногие новеллы и механизм их реaлизaции нуждаются в теоретическом ипрaктическом осмыслении2.
     В российском праве опекa (попечительство) нaд несовершеннолетними, cправедливо отмечает Е.Г. Кyропацкая, отноcится к числу востребованныx способов устройства в семью детей-сирот и защиты их прав, т.к. всегда была связана c заменой осиротевшему ребенку родителей. Ина сегодняшний день, является наиболее распространенной формой семейного устройства детей, утративших родительское попечение3. Так, по данным Аппарата Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, в начале 2015 года в России было 643757 детей, утративших родительское попечение, из них в семьи передано более 580 тысяч детей. Опека и попечительство составляют более 60% от всеx форм cемейного устройства осиротевших детей4.
     Кcожалению, проблемы опеки и попечительcтваcуществуют и в Архангельcкой области по сравнению с 2008 годом (1 294) на 267 детей в 2015 году (1561) увеличилоcь число детей, оcтавшихcя без родительcкой опеки. Причем, наибольший роcт дают города Архангельcк, Котлас, Новодвинcк, Няндомский, Плесецкий районы, тогда как в Котласском, Красноборском, Вилегодcком районах идет cнижение чиcла таких детей5. 
     Между тем, в процеccе реформы законодательcтва произошло определенное перераcпределение «cфер влияния» между гражданcким и cемейным законодательcтвом. Большинcтво норм об опеке и попечительcтве, традиционно cодержащихся в Семейном кодексе6, в наcтоящее время помещено в Гражданcкий кодекc РФ7. Здеcь, cчитает А.М. Нечаева, очевидно что эти изменения представляют значительный интереcдля иccледователей, поcкольку  в поcледние годы существенно изменились подходы к регулированию отношений по опеке и попечительcтву над несовершеннолетними детьми. ФЗ "Об опеке и попечительстве", по сути, игнорирует различия между субъектами (объектами заботы) - совершеннолетними гражданами и детьми, ориентирует на интернатную форму попечения, иcключает альтернативные формы семейного воспитания, усиливает бюрократическую составляющую рассматриваемого института, отводит главенcтвующую роль имущественно-договорной стороне попечительской деятельности, игнорирует начала cемейного законодательства о применении норм гражданского права к отношениям с семейным элементом по факультативному признаку8. 
     Представляется, в данном случае cледует учесть и мнение Н.Н. Тарусиной, что российскому законодателю cледует отказаться от гражданско-правового уклона института опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, поскольку, в связи с легальным закреплением в законодательстве ряда стран возможности усыновления детей лицами, состоящими в однополых союзах, целесообразно бы внести в СК РФ норму об ограничении соответствующего международного усыновления. В то же время, подчеркнем, что если крышу над головой ребенок может обрести в детском доме, а теплоту и заботу - в приемной или патронатной семье, то обеспечить правовую и юридическую защиту призван закон. Но, как отмечают специалисты, многие вопросы в законодательстве оказались не доработаны9. 
     Все обозначенные выше проблемы определили актуальность исследуемой нами темы: "Правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: новеллы современного законодательства Российской Федерации".
       Объектом исследованияявляются общественные отношения, определяющие регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего – интересов ребенка.
     Предметом выступают нормы российского законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, регулирующие опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми, их устройство, а также основные научно – теоретические концепции по проблематике темы.
     Целью работы является исследование правовой природы опеки и попечительства, выявление и обоснование специфики правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми с обозначением существующих проблем и перспектив развития данного института.
     Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:
     - рассмотреть основания и порядок установления опеки и попечительства;
     - исследовать правовое обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством;
     - определить и дифференцировать компетенцию органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
     - охарактеризовать многообразие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
     - раскрыть особенности и правовую природу усыновления, как приоритетную форму устройства детей;
     - исследовать проблемы установления опеки (попечительства), систему прав и обязанностей опекунов (попечителей);
     - проанализировать нормативную базуобразования приемных семей, как перспективную модель устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
     - выявить актуальные проблемы и сформулировать предложения, связанные с установлением опеки и попечительства по совершенствованию законодательства и практики их применения.
     В современной отечественной литературе вопросы правового регулированияопеки и попечительстванад несовершеннолетними детьми освещались в трудахМ.В.Антокольской, Л.Ю. Грудцыной, Е.Г. Куропацкой, П.В. Крашенинникова, О.В. Кузнецовой,Л.Ю.Михеевой, А.М.Нечаевой, Л.М.Пчелинцевой, Т.О. Урумовой, Е.А. Чефрановой, Д.М. Чечотаи других. 
     Методологическую  основу  исследования составляют: общенаучный диалектический метод познания, метод системного анализа, нормативно-логический метод, сравнительно-правовой и формально-юридический метод.
     Эмпирическую основу составили данные официальной статистики статистические исследования по вопросам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, доступные материалы правоприменительной практики. 
     Практическая значимость данной работы состоит в том, что предложения направленные на  совершенствование  законодательства об опеке и попечительстве могут быть использованы при разработке законопроектов, как федерального, так и регионального уровней, а также при разработке и чтении лекционного материала по семейному и гражданскому законодательству.
     

ГЛАВА I. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


     Каждый родившийся ребенок имеет право на воспитание как неотъемлемое от его личности субъективное право, возникающее одновременно с признанием ребенка субъектом права, то есть с момента его рождения.Опека (попечительство) представляет собой такую форму жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан, при которой они оказываются в условиях, максимально удовлетворяющих их потребностям и интересам. Между тем, как полагает О.В. Фетисова, в законодательной практике России еще не было еще не было акта аналогичного Федеральному закону "Об опеке и попечительстве", и в данном случае, несмотря намножество сторонников и противников, следует отметить, что именно, благодаря ему, появилась возможность развивать теорию классификации как видов, так и форм опеки и попечительства10.
     Классификация опеки (попечительства) по видам необходима не только для теоретического анализа, складывающихся правоотношений, но преследует и сугубо практические цели, давая возможность уяснить их внутреннее содержание.Первым основанием для классификации является субъектный состав подопечных с присущими им существенными признаками, характеризующими их возраст, состояние здоровья, а также объем дееспособности. Исходя из этого, можно выделить опеку (попечительство) над взрослыми гражданами и опеку (попечительство) над несовершеннолетними детьми.
     По общему правилу граждане по достижении восемнадцатилетнего возраста приобретают полный объем дееспособности. Вместе с тем гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, что вытекает из п. 3 ст. 55Конституции РФ и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Данное положение обеспечивает законное основание для существования институтов признания граждан недееспособными и ограниченно дееспособными. Недееспособными могут быть признаны совершеннолетние граждане, страдающие такими психическими заболеваниями, при которых они не способны понимать значение своих действий или руководить ими. После вступления решения суда о признании гражданина недееспособным в законную силу орган опеки и попечительства обязан назначить такому лицу опекуна. В тоже время, имея в виду в качестве подопечных детей, можно выделить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также опеку (попечительство) над детьми, которые не относятся к данной категории. Первая группа - это особая группа несовершеннолетних, которые в силу определенных причин (смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, отстранения или освобождения опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей, отмены усыновления и пр.) лишились попечения со стороны родителей или лиц, их замещающих. С момента установления данного факта они приобретают специальный правовой статус. Он включает в себя, с одной стороны, права, установленные главой 11СК РФ, обладателями которых являются все несовершеннолетние дети, а с другой - права, предусмотренные специальными нормативными актами, выражающиеся в дополнительных социальных льготах и гарантиях в области образования, здравоохранения, трудоустройства, жилищного обеспечения. Этим государство пытается компенсировать ребенку потерю кровной семьи. Одним из основополагающих прав рассматриваемой категории детей является право на семейное воспитание. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание. Одной из форм семейного устройства таких несовершеннолетних является опека и попечительство. В качестве опекунов или попечителей выступают назначенные органом опеки и попечительства в установленные сроки граждане, которые по своим личным качествам, состоянию здоровья, возрасту удовлетворяют требованиям, предъявляемым к кандидатам в опекуны (попечители) СК РФ, ГК РФ и Законом об опеке и попечительстве11.
     Статья 54 СК РФ к правам ребенка относит его право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Отсюда пунктом 1 данной статьи установлен несомненный приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Раздел VI СК РФ имеет название «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», однако по тексту раздела данное словосочетание не употребляется ни разу, речь идет о «формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей».Учитывая, что ни в законе, ни в научной литературе не существует определения понятия «форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей» можно согласиться с позицией Р.Л. Мурзина, который даёт следующее определение: «Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей - это определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями, потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями»12.
     В связи с этим, представляется целесообразным придать данному определению статус нормативно - правового, дополнив им ч.1ст.121 СК РФ, и, соответственно, изменить название раздела VI СК РФ с «Формы воспитания детей» оставшихся без попечения родителей» на «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».
     СК РФ фактически выделяет четыре формы устройства детей, оставшихся без попечения, предусматривая возможность субъектам РФ предусматривать иные. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск таких новых форм как детские деревни, мини-детские дома, попечительские семьи, профессионально – замещающие семьи.К формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поименованным СК РФ, относятся:усыновление (удочерение); передача ребенка под опеку или попечительство;  передача ребенка на воспитание в приемную семью;устройство детей в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
     Итак, в настоящее время в Семейном кодексе РФ законодательно закреплено преимущество семейных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Подобная воля законодателя направлена на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье очевидно позитивно с позиции соблюдения интересов ребенка. Действительно, только семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Однако, хотелось бы отметить, что речь в данном случае ведется именно о преимуществе, а не приоритете семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей13.
     В ст. 123 СК РФ говорится об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, «...при отсутствии возможности...» устройства ребенка в семью, то есть, в целом, устройству в семью отдается предпочтение, в то время как об усыновлении законодатель заявляет именно как о "...приоритетной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей" (ст. 124 СК РФ), отдавая ей предпочтение даже среди форм семейного устройства детей14.Поэтому, об усыновлении можно говорить, как приоритетной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Остальные формы следует рассматривать как альтернативные усыновлению, среди которых выделяются семейные формы устройства, как преимущественные, и иные формы. Таким образом, при проведении систематизации формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, можно классифицировать следующим образом, приведенным на рисунке 115.
     Классификация форм устройства детей, 
     оставшихся без попечения родителей
     
     
     
     
     
     
     
     








     
     
     
     рис. 1
     Таким образом, все формы устройства можно классифицировать на приоритетную и альтернативные, в свою очередь, - альтернативные можно подразделить на преимущественные и иные.В соответствии с волей законодателя к приоритетной необходимо отнести усыновление (удочерение); к альтернативным преимущественным - опеку (попечительство), приемную семью; к альтернативным иным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей,  - устройство в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения).
     Следуя законодательству, к альтернативным иным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены детские дома семейного типа. Однако, по мнению Р.Л. Мурзина, такой подход весьма нелогичен16.  В Постановлении Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №195 «О детском доме семейного типа»17, утвердившем Правила организации детского дома семейного типа, данная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, содержательно более напоминает приемную семью, несмотря на то, что создается в организационно - правовой форме муниципального учреждения18. 
     Представляется, что законодателям необходимо внести изменения в ст. 123 СК РФ, обозначив детский дом семейного типа как альтернативную преимущественную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Критерий наличия либо отсутствия семейного воспитания должен быть положен в основу разграничения форм устройства детей, предусмотренных законами субъектов РФ: ребенок устроен в семью - альтернативная преимущественная форма, нет - альтернативная иная. При этом не должно иметь решающего значения, какое место в иерархии источников семейного права занимает нормативно - правовой акт, регламентирующий данную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Может случиться, что форма устройства ребенка, предусматривающее его помещение в семью, предусмотрена законом субъекта РФ, а форма внесемейного устройства - например, постановлением Правительства РФ. Очевидно, что выбор должен быть сделан в пользу семейного воспитания и закреплен нормативно. Интересно положение с "общественными" формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, такие как SOS-деревни, детские приюты при монастырях, хотя неопределенность их правового статуса, несмотря на очевидную благожелательность намерений, не позволяет говорить о них как о преимущественных формах устройства детей, следовательно, необходимо законодательно закрепить такую форму и подобная систематизация позволит избежать коллизий на всех уровнях правоприменения.
1.1. Усыновление как приоритетная формаустройства детей
     
     Семейный кодекс РФ являясь стержневым актом, регулирующим семейные отношения, определяет основные принципы семейного права и устанавливает основные начала правового регулирования отношений по усыновлению, закрепляя их в гл. 19. Согласно п. 1 - 3 ст. 124 СК РФ усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Данный приоритет закреплен нормативно: в ст. 2 ратифицированной Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка 1989 и Семейном кодексе РФ. Из всех форм семейного воспитания чужих детей усыновление наряду с опекой, попечительством и приемной семьей является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В отличие от опеки, попечительства и воспитания в приемной семье, подчеркивает Н.В. Летова, усыновление влечет за собой возникновение полного комплекса прав и обязанностей для субъектов данного юридического факта19.
     Первостепенное значение имеет определение усыновления как  юридического действия, с которым связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают с правопорождающего юридического факта, а именно, согласно п. 3 ст. 125 СК РФ со дня вступления в силу решения суда об установлении усыновления. Усыновление - это сложный юридический акт. В нем находят отражение как воля лиц, выразивших желание усыновить ребенка, родителей, давших согласие на усыновление своего ребенка, самого ребенка, достигшего 10-летнего возраста, и других лиц, установленных законом, так и воля государства, выраженная в решении суда. В результате, государственная воля оказывает определенное влияние на возникновение порождаемых усыновлением отношений. Государство посредством судебных органов власти непосредственно выражает свою волю и участвует в формировании самого акта усыновления. На этом основании можно заключить, что решение суда входит в содержание акта усыновления в качестве его неотъемлемой части, которым регулируется усыновление, и является юридическим фактом, определяющим первоначальное основание возникновения прав и обязанностей между усыновителем и усыновленным, одновременно несущим и характер правопрекращающего факта. Таким образом, усыновление как юридический акт представляет собой решение суда, вынесенное по просьбе лица, желающего принять ребенка в свою семью, с соблюдением законодательных условий и порядка вынесения такого решения. Данный акт порождает определенные правовые последствия, создает юридическое состояние и направлен на регулирование отношений между усыновителем и усыновленным20.
     Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах и с учетом их этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Получается, справедливо отмечает Е.А. Рыжова, что к отношениям по защите прав детей применяется принцип сочетания норм закона усыновителей и усыновляемых детей, в связи с чем отношения по усыновлению российских детей иностранными гражданами регулируются также договорами о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, заключенными между Россией и странами, которые нацелены на международное сотрудничество между договорившимися государствами, обеспечение прав и законных интересов усыновляемых детей21.
     Под интересами детей при усыновлении, указывается Постановлении Пленума ВС РФ от 20.04.2006 № 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"22 следует понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При этом, необходимо выполнение двух обязательных условий при усыновлении детей иностранными гражданами: а) отсутствие возможности передачи этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников; б) истечение двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
     Для более полной характеристики усыновления заметим, что несмотря на то, что одной из отличительных особенностей усыновления, как приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является его постоянный характер, на сегодняшний день, считает Е.А.  Татаринцева, он не получил широкого распространения. Более того, отмена усыновления ребенка с его последующим возвратом из семьи усыновителей в детский дом стала приобретать массовый характер. Счет "возвращенцев" - детей-сирот, от которых отреклись и приемные родители, - пошел на тысячи23. Так, в 2012 г. возврат детей из замещающих семей по сравнению с 2011 г. вырос на 17%. Каждый 12-й ребенок, переданный в семью, возвращается обратно в детский дом. При этом 84% детей возвращаются в учреждения по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей24.
     Не случайно, для решения этой проблемы, на сегодняшний день, установлены новые требования, предъявляемые к лицам, желающим усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, к числу которых относится необходимость прохождения ими специальной психолого-педагогической и правовой подготовки по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов РФ25. После прохождения подготовки кандидаты в приемные родители для получения ими заключения о возможности быть усыновителями обязаны предоставить в орган опеки и попечительства документ, подтверждающий факт прохождения такой подготовки, который также необходим в суде при вынесении решения об усыновлении ребенка. Введение данного положения свидетельствует, с одной стороны, об ужесточении условий, при которых лицо может стать усыновителем, а с другой - об их облегчении, позволяя с помощью приобретенных знаний оказывать на ребенка нужное воспитательное воздействие и защищать его права.Надо сказать, что новое требование в полной мере также соответствует и международно-правовым стандартам, которые основываются на том, что оценка и подбор возможных усыновителей и ребенка являются основными процессами усыновления, поскольку не только защищают права ребенка, но и обеспечивают интересы самих потенциальных усыновителей26.
     Наряду с этим, в соответствии со ст. 4 ФЗ от 28.12.2012 № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"27запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей. Указанная норма рассматривается как ответ на отдельные нарушения в США прав усыновленных российских детей, в частности на дело, связанное с гибелью усыновленного мальчика из России Димы Яковлева28.
     Тем не менее, в доктрине семейного права существует проблема определения понятия усыновления.Данное направление научной дискуссии обусловлено отсутствием легального, нормативного определения усыновления как такового.По данному вопросу ведут дискуссию современные ученые-цивилисты. Так, М.В. Антокольская утверждает, что усыновление - "...это институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие тем, которые возникают между родителями и детьми"29. А.М. Нечаева понимает под усыновлением «акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона»30. Л.М. Пчелинцева: «Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению»31.
     Вышеприведенные мнения ученых схожи, пожалуй, в одном -усыновление - это юридический факт. Вместе с тем по определению К.Ю. Паршуковой, усыновление - это особая разновидность правоотношений, имеющих в своем субъективном составе основания возникновения, прекращения и содержания правовых связей между усыновителем и усыновленным, отличных от родительских правоотношений, регулируемых нормами семейного законодательства32.
     Таким образом, бесспорным остается только само утверждение, что усыновление порождает правоотношения. При этом, согласимся с вышеназванным автором, что при определенной в ст. 139 СК РФ тайне усыновления никакой речи о родительских отношениях не может быть. Ребенок, который понятия не имеет о своем реальном происхождении и о существовании биологических родственников, не застрахован от вероятности вступления в брак с близкими родственниками по прямой линии, а также с родными родителями, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, что запрещено российским семейным правом, т.е. правоотношения, порождаемые усыновлениемтрудно признать родительскими. Еще один довод не в пользу того, чтобы признать эти правоотношения родительскими это вопрос наследования. Ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав, сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе на получение наследства. При отмене усыновления взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей и родственников усыновителей прекращаются. Единственное, на что может рассчитывать ребенок после отмены усыновления, так это на денежное содержание (алименты) от бывших усыновителей. К тому же, родители, согласно п. 1 ст. 72 СК РФ могут быть восстановлены в родительских правах, если они изменили свое поведение, образ жизни, тогда как отмена усыновления - процесс необратимый33.
     Основываясь, на приведенных выше рассуждениях делаем вывод, что усыновление - это особая разновидность правоотношений, имеющих в своем субъективном составе основания возникновения, прекращения и содержания правовых связей между усыновителем и усыновленным, отличных от родительских правоотношений, регулируемых нормами семейного законодательства.К определению понятия усыновления необходимо подходить с нескольких позиций.прежде всего, усыновление это юридический факт, который п. 1 ст. 124 СК РФ определен, как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того усыновление как  институт семейного права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с усыновление и наконецэто семейное правоотношение.
     Для законного усыновления требуется согласие лиц, указанных в законе, а именно:родителей ребенка или лиц, их заменяющих (ст. 129,131 СК РФ);супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов (ст.133 СК РФ);усыновляемого ребенка, достигшего десятилетнего возраста (ст.132 СК РФ).Пункт 1 ст. 129 СК РФ гласит: согласие родителей на усыновление должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, где находится ребенок. Однако, отсутствие такого документа во всех случаях исключает процесс усыновления. Например, если мать лишена родительских прав, а отец находится в местах лишения свободы, то усыновить такого ребенка возможно только при письменном разрешении отца. Однако, в практике нередки случаи нарушения закона и в этой части34. 
     Так, при рассмотрении Судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявления граждан Бельгии об удочерении малолетнего ребенка органом опеки и попечительства было представлено заключение об обоснованности удочерения и о его соответствии интересам ребенка. При этом из личного дела ребенка усматривалось, что родственников у малолетней нет. Между тем судом было установлено, что у девочки имеется мать, находящаяся в местах лишения свободы, которая родительских прав в отношении дочери не лишена и в установленном законом порядке от ребенка не отказывалась. Учитывая это, решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявления об удочерении ребенка было отказано35.
     Закон в ст. 130 СК РФ предусматривает случаи, когда усыновление допускается без согласия родителей, к ним относятся если родители: неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;признаны судом недееспособными;лишены судом родительских прав;по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. 
     Статья 140 СК РФ устанавливает условияотмены усыновления, оставляя в п. 2 ст. 141 СК РФ открытый перечень оснований отмены. Усыновление может быть отменено судом по иску заинтересованной стороны, если этого требуют интересы усыновленного ребенка. При этом, в соответствии со ст. 142 СК РФ истцами по искам об отмене усыновления могут выступать органы опеки и попечительства, прокуратура, родители несовершеннолетнего, если они не лишены родительских прав, сам ребенок, достигший возраста 14 лет, усыновитель.
     На основании изложенного можно сделать вывод о том, что прослеживается тенденция к сохранению усыновления как наиболее приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Однако о широком распространении усыновления в последние годы говорить нельзя, поскольку наблюдается некоторое сокращение числа усыновлений российскими гражданами по сравнению с иностранными гражданами. Усовершенствование института усыновления,несомненно, будет способствовать эффективности его норм на практике.
     

1.2. Опека и попечительство над детьми, оставшимися
             без попечения родителей: проблемы теории и практики

     Опека и попечительство в семейном праве это одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов, предусмотренных ст. 123 СК РФ, п. 1 ст. 35 ГК РФ,  ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях".
     Для более полной характеристики опеки и попечительства, пишет А.В. Маркосян, следует отметить, что проблемы детей, лишившихся попечения родителей, на протяжении многих лет остаются актуальными. С этим связано постоянное развитие института опеки и попечительства как одной из основных форм устройства таких детей. Безвозмездность осуществления опеки и попечительства являлась сдерживающим фактором устройства детей под опеку или попечительство и приводила к тому, что даже близкие родственники ребенка в силу недостаточной обеспеченности их самих и незначительности сумм пособий, выплачиваемых государством на детей, находящихся под опекой или попечительством, не могли принять ребенка в свою семью36.
     Разрозненность норм, регулирующих передачу детей под опеку и попечительство, не обеспечивает надежной защиты их прав и законных интересов, поскольку по утверждению А.Н. Чашина, закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе привело к необоснованному увеличению нормативного материала за счет дублирования текстов в ФЗ "Об опеке и попечительстве", ГК РФ и СК РФ37.
     Вопрос об основаниях и порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попече.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44